Самое подходящее время для начала воспитания экологической культуры - это дошкольный возраст. Именно в это время у человека закладываются основы личности и происходит формирование отношения к миру. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребёнка, поэтому мы, педагоги, призываем вас, родителей дошколят, обратить особое внимание на связи «человек – природа» и создать в своей семье благоприятную атмосферу для гармонии и развития.
Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, мы обустроили в группе зелёный уголок с необходимыми комнатными растениями, которые рекомендует образовательная программа детского сада. Здесь фуксия, герань, бегония, традесканция, примула, бальзамин, аспарагус, фикус, алоэ, папоротник. Дети знакомятся к особенностями ухода за конкретными видами комнатных растений, учатся не только узнавать их, но и понимать, что у каждого растения свои потребности в определённых условиях жизни, которые зависят от их происхождения, и только при этих условиях они будут красивыми и крепкими. Поэтому дети стремятся заботиться о растениях, стараются научиться премудростям полива, рыхления почвы и увлажнения листвы.
Умение видеть и понимать состояние другого живого существа - тонкий духовный процесс, он не возникает спонтанно, он формируется в ходе наблюдений и поиска истины. Исследование природных явлений могут быть полезны ребёнку, если вызывают у него интерес, наполняют его удивлением и восторгом, дают ему осознание собственной силы исследователя и первооткрывателя. Создать условия для таких подвижных процессов помогают эксперимены. К примеру, эксперимент с пшеничными зёрнами. В целях озеленения уголка природы, я предложила детям посеять пшеницу. Дети сами спланировали свои действия: необходимо подготовить почву, посеять семена, сразу полить и обязательно поливать в дальнейшем, ждать всходов. Мой вопрос «А вы уверены, что полив так необходим?» вызвал дискуссию и споры. Опираясь на имеющиеся знания и опыт, ребята приводили противоречивые аргументы: «живое не может обойтись без воды»; «в пустыне тоже есть растения и они обходятся без полива»; «мы в отпуск уезжали и не поливали цветы, а они выжили»; и другие. Тогда я разделила почву на два контейнера и предложила посеять в них одинаковое количество семян. «Только в одном контейнере почву поливать, а в другом нет. Что получится? Кто окажется прав?».
Каждый день дети наблюдали за происходящим и старательно выполняли условия эксперимента. Видно было, что их беспокоит результат. С одной стороны, ребятам хотелось увидеть подтверждение своим доводам, а с другой стороны интересно было стать свидетелем неожиданного поворота событий. Результаты эксперимента дети увидели через несколько дней: обильно политая почва дала всходы, а импровизированная «Сахара» осталась
пустынной. Вывод дети сделали сами: «Всё живое требует ухода, заботы и труда».
Весной, когда солнечные лучи разбудят всё вокруг, в уголке природы мы обязательно создадим огородик: посеем лучок, петрушку, укроп. А позже, за обедом обязательно разрешим детям попробовать витаминные плоды самостоятельно выращенного урожая.
Есть у входа в наш детский сад рябина. Обычно она ничем не отличается от своих сородичей, но осенней порой расцветает необыкновенно! Начиная с сентября мы с детьми ходили на неё посмотреть. Каждую неделю рябина удивляла детей происходящими изменениями. Сначала листья и гроздья ягод налились яркими красками, и даже сильный ветер не мог сорвать ни одного листочка. Затем «дерево стало слабее» и уронило листву. «Так рябина готовится к зимнему сну». Вся почва под рябиной была покрыта ярким ковром. Дети собирали красивые и чистые листочки для поделок. Позже, за листьями стали опадать и побитые заморозками ягоды: «Мороз ягодки повредил». А поздней осенью, когда растаял первый снег, я предложила детям поискать листья под рябиной. Дети внимательно осмотрели всё вокруг, но кроме грязи ничего не нашли. Вывод они сделали сами: «Листья превратились в землю!». Ребята в такие моменты учатся находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность и взаимосвязь явлений природы, элементарно объяснять наблюдаемое.
На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчёркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребёнка. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс.
Конструирование из природного материала является самым эффективным способом развития детского воображения и упражнения тактильных восприятий природы ребёнком. В летние и осенние месяцы этот вид творчества в детском саду используется очень часто. Сама природа в это время года подбрасывает идеи изобилием и разнообразием красочного материала.
Для того, чтобы знания детей об осенних изменениях в природе вызывали эмоциональный отклик, мы завершили тему ярким и красочным проектом. Всем существующим формам я предпочитаю коллективные объёмные работы. Но как раз в это время дети нашей группы разболелись и проект создавали только несколько самых стойких ребят. Вот какая получилась Красавица Осень.
Моделирование очень эфективно для применения в любых направлениях образовательной работы, но в экологическом образовании это
незаменимый приём. В период, когда закончился листопад, мы с детьми создали интерактивную модель «Чудо-дерево». В последствии на нём появились птицы, которые зимуют в наших краях, а затем, когда придёт время подкармливать птиц мои воспитанники «повесят» на веточки кормушку. Дети могут дополнять модель разнообразными деталями до тех пор, пока «Чудо-дерево» вызывает у них интерес и желание моделировать на нём явления окружающей природы.
Желаем всем вам, уважаемые родители наших воспитанников, во-первых, найти время для общения с природой, во-вторых найти вдохновение для размышлений о природе и в-третьих, найти силы для познания природы. Все три пункта нужно выполнить вместе с детьми. Каждая встреча с природой - урок развития не только детского ума, но и источник для творческих порывов и эстетических чувств взрослых людей.
Воспитатель группы №10 Смирнова Наталия Александровна