«Духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире игры,
сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он - засушенный цветок»
В.А.Сухомлинский
Выражение “сказочный мир детства” - не пустые слова. В жизни ребенка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами.
Сказка – это способ общения с малышом на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. При помощи сказочных героев, взрослые могут заинтересовать ребёнка, произвести на него воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему. Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях.
Сказки учат детей сравнивать, сопереживать, помогают формировать основы поведения и общения, развивают фантазию и воображение ребёнка, связную речь и мышление, внимание, память, мимику лица, жесты, а так же его творческий потенциал. Работая с маленькими детьми, мы используем русские народные сказки, которые не только читаем и рассказываем, но ещё и показываем с помощью кукольного театра. Все дети любят слушать сказки, но когда сказка оживает, когда герои начинают двигаться и разговаривать – для детей это настоящее чудо! Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано.
В нашей группе создан театральный уголок, в котором собраны разные виды театра: пальчиковый театр, настольный театр, театр «Би-ба-бо», театр шапочек, а также атрибуты к сказкам, ширма.
Дети проявляют большой интерес к инсценировкам сказок, наряжаясь в сказочных героев, используя в театральной игре резиновые и деревянные куклы, куклы «би-ба-бо». Игры такого характера помогают вырабатывать интонационную выразительность, мимику, а также способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Свою первую постановку «Колобок на новый лад» мы вместе с малышами представили на городском театральном фестивале «Театральная мозаика».
С целью закрепления знаний о русских народных сказках используем дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку». Такие игры способствуют развитию речи, мышления, воображения.
Нельзя не отметить участие родителей в работе в этом направлении. В группе была организована выставка совместного творчества родителей и детей «Мой любимый сказочный герой». На выставке представлены поделки из различных материалов: из бумаги, из ниток, из дерева, из пластилина.
Также родители помогли нам организовать огород на подоконнике по мотивам сказок: «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок», «Репка». Малыши с большим интересом и удовольствием участвовали в посадке лука, укропа, редиса,
петрушки, моркови, свеклы для бабушки и дедушки, для медведя и Маши, для героев сказки «Теремок». А еще мы с ребятами насобирали веточек на улицы и поставили их в воду. Так играя в сказку, дети с удивлением и радостью наблюдают за появлением корешков и зеленых перьев лука, посаженного в баночку с водой, ростков зелени и овощей, как на веточках набухли почки, а из почек появляются зеленые листочки.
Таким образом малыши знакомятся с миром растений, с условиями их роста и строением. Учатся наблюдать за растениями, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет, достаточно ли тепла, света. Так решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Обобщая все выше сказанное можно сделать вывод, что сказки являются особым способом познания мира, развития и воспитания детей.
Воспитатель группы «Ягодка» Алексеева Г.В.