Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации:

МБДОУ № 5

г. Полярные Зори, ул. Пушкина, 3 а

Телефон

8(81532)7-54-58

8(81532)7-31-45

Факс 8(81532)7-54-58

Эл. почта doy5-pz-83@mail.ru

Полезные страницы

Задержка речевого развития в раннем возрасте

23 января 2023 г.

Первые слова вашего малыша

Практически все родители проявляют беспокойство по поводу речевого развития ребенка. Сначала родители хотят, чтобы их ребенок быстрее заговорил, а потом хотят, чтобы он хотя бы пять минут помолчал.

Вопрос о первых словах ребенка очень сложен. Каждый ребенок индивидуален и то, когда и какие слова он произнесет, нельзя предугадать. В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5–3 года ребенок – это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится. На самом деле, такой подход в корне не верен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться.

Нельзя точно сказать, когда малыш заговорит. Есть случаи, когда ребенок без видимых причин не говорит до трех лет, а есть, когда малыш начинает чисто говорить уже в девять месяцев. Рамки речевого развития очень широки: от восьми месяцев до трех-четырех лет. Конечно, если малыш не произносит ни одного звука после года, а после двух лет не говорит имеющие смысл слова, появляется повод для обращения к неврологу и логопеду. Специалист сможет определить, есть ли проблема, и требуется ли вмешательство.

Причины задержки речевого развития

Первая и самая основная причина – это повреждение головного мозга из-за ишемии, кровоизлияния, инфекции. Но подобные отклонения сразу диагностируются, врачи наблюдают за ребенком и проводят все необходимые мероприятия. Это те пациенты, с которыми уже работает невролог, психолог и логопед.

Но есть категория пациентов, которые рождены абсолютно здоровыми. Но из-за ошибок в обучении у них тоже начинается задержка в речевом развитии. Чаще всего причиной становится чрезмерное увлечение родителей механическим звуком, то есть звуком из телевизора, компьютера, планшета, телефона. У детей, которые много смотрят мультфильмов или постоянно играют с поющими-говорящими игрушками, хорошо развивается пассивная речь, но их собственная, активная, при этом не формируется. Это происходит из-за разницы длины волны живой речи и механической. Чтобы ребенок начал говорить, нужно как можно больше разговаривать с ним, самим читать сказки, петь колыбельные песенки.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы телевизор или радио работали фоном в том помещении, где проводит время малыш. Безусловно, если вы хотите показать ребенку какой-то мультфильм или передачу на компьютере, это можно и нужно сделать, но после просмотра устройство нужно выключить и убрать. Конечно, все эти устройства и игрушки позволяют маме немного отдохнуть или заняться какими-то своими делами. Но когда они заменяют собой живое общение, это приводит к серьезным проблемам с психикой ребенка. Лучше предупредить такие вещи, чем потом годами наверстывать упущенное. Чтобы восстановить у трехлетнего ребенка правильный стереотип речи, изменить его восприятие, требуется очень много сил и времени: ребенок не может быстро нагнать такие пробелы, приходится прибегать к интенсивному медикаментозному лечению, к дополнительным занятиям с логопедами. Это долгий и трудный путь. Зачем до этого доводить, если можно все правильно сделать с самого начала?

Соска и речевое развитие ребенка

Еще один важный аспект возникновения задержки речевого развития – длительное использование сосок. У ребенка потребность сосать, является инстинктивным рефлексом в первый период жизни. Кроха не вслушивается в слова, не интересуется окружающим миром, все его познавательные и умственные процессы заторможены. Усилия ребёнка направлены только на сосательный процесс, который доминирует! 

Если после двух лет ребенок не перестает сосать, это влияет на развитие речи при произношении звуков в словах, упрощении или искажении их. Ребенку проще сосать соску, и показывать пальцем маме, что он хочет, чем пробовать объяснить на словах. 

Привязанность к соске влияет на анатомию рта, челюсти и зубов. Пустышка с повторяющимися сосательными движениями не дает нормально формироваться подвижности органов речи, а также замедляет речевое развитие даже у здорового ребенка и негативно отражается на его общем развитии. Соска способствует обязательному появлению дефектов произношения.

У большинства детей при рождении нижняя челюсть несколько меньше верхней. Примерно до 6 месяцев их размеры выравниваются. Этому способствует активное сосание, при котором нижняя челюсть выдвигается вперед. Правильное формирование нижней челюсти обеспечивает кормление грудью. 

Во время кормления ребенок должен трудиться, вследствие чего и извлекаются челюсти. В противном случае формируется ненужный размер челюсти, что приводит к массе неудобств и патологий. Из-за длительного сосания сосок нарушается строение ротовой полости: деформируется нёбо, зубы начинают расти вкривь и вкось, формируется неправильный прикус. И не только на стадии молочного прикуса. При сосании пустышек зачатки постоянных зубов тоже смещаются. 

«Сосочные» дети, - постоянные клиенты врачей - ортодонтов. Для исправления неправильного прикуса ребёнку приходится несколько месяцев (а иногда и лет), ходить с металлическими крючками и пластинами во рту. Помимо чисто физического дискомфорта, ребёнок испытывает неловкость в общении со сверстниками, у него возникает масса комплексов по поводу своей внешности. 

Стоит отметить, что механизм сосания груди и соски разный. Если при кормлении грудью ребенок языком выжимает молоко, то посасывая молоко через соску — она работает только губами и деснами.

Сосание грудного молока стимулирует к развитию артикуляции звуков: [б], [п], [в], [ф], [ч], [д '], [н']. Акт глотания способствует развитию артикуляции звуков: [е], [и], [и], [г], [х]. Позже пища с ложечки способствует подготовке произношения звуков: [с], [с], [ц], [ш], [ж], [ч], [йи], [р], [л]. 

С соской во рту, малыш не гулит, не лепечет, его артикуляционный аппарат не тренируется! Мышцы языка и губ выполняют однообразную, монотонную работу, совсем не способствующую их укреплению. Впоследствии, ребёнок – «сосочник» долго не сможет произвольно растянуть губы в улыбке. А это так необходимо для произнесения звуков [С], [З], [Ц], [Л], [Р]! Из-за неправильного положения губ слова с этими звуками будут звучать искажённо. Кроме этого, язык, привыкнув находиться во время сосания пустышки между зубами, останется там и при произнесении слов. Большинство звуков приобретёт межзубное звучание, которое в народе называют «шепелявым». И это ещё не всё. Язык, долгое время пролежавшей под соской, на дне ротовой полости, скорей всего не сможет подняться вверх, к нёбу. Значит, возникнут трудности со звуками, так называемого, верхнего подъёма: [Ш], [Ж], [Щ], [Ч], [Л], [Р]. Приведённые примеры, - далеко не полный перечень речевых проблем, спровоцированных соской. 

Важно с самого начала отучать малыша сосать палец. К 2,5–3 годам ребенок должен спокойно обходиться без пустышки, материнской груди или сосания пальцев. Почему? Во время сосания качательно-поступательные движения дают ощущение успокоения, седацию. С возрастом потребность ребенка в таких движениях слабеет, теперь ему нужно познавать окружающий мир, быть активным. А если ребенок продолжает сосать палец или пустышку, то он автоматически переносит себя в грудничковый период, ведет себя как малыш и не дает себе возможности полноценно развиваться.

Как стимулировать речевое развитие.

Говорите с ребенком как можно больше. Не спешите в разговорах с малышом, спокойно и размеренно проговаривайте ему, что происходит вокруг, озвучивайте свои действия. Тогда он на слух начнет воспринимать, как называется тот или иной предмет, так формируется пассивная речь. С полугода добавляйте подробности о цвете и объеме предметов: «маленькая игрушка», «красный мяч». Когда вы делаете это постоянно, ребенок учится слышать и понимать вас.

Это помогает уже после года объяснить малышу, что трусики должны быть сухие, то есть довольно рано приучить ребенка к горшку, а не пользоваться все время памперсами. В полтора года ребенок в состоянии удерживать мочевой пузырь, контролировать свои тазовые функции. Это одно из важных звеньев психического развития. Конечно, проситься в туалет он, в конце концов, научится и сам, но эти навыки придут значительно позже и уже не в той форме, в которой хотелось бы.

Поэтому очень важно приучить себя как можно больше разговаривать с малышом и максимально ограничивать механические звуки вокруг него – это важнейшие звенья профилактики задержки речевого развития. Если мы это выстраиваем правильно, то уже в 2,5 года ребенок начинает говорить фразовой речью, и у родителей нет проблем с его поведением, обучением. Если ваш ребенок в 2,5 года не говорит, особенно если нет так называемой своей тарабарской речи, он молчит и не озвучивает игру, обращенную к вам просьбу о чем-то, то это не вариант нормы, это проблема, которой нужно заниматься.

Как разговаривать с ребенком

  1. Разговаривать с ребенком нужно обычным тембром, именно этот ваш тон и тембр ребенок знает еще с внутриутробного своего состояния.
  1. Старайтесь говорить простыми фразами, но не сюсюкайте, не коверкайте слова.
  1. Если у ребенка проблема со зрением или слухом, то маме нужно как можно раньше начать ярко красить губы, чтобы он мог следить за ее губами и понимать, как именно она произносит звуки.
  1. Если у ребенка на первом году жизни были проблемы с глотанием, то, к сожалению, не избежать проблем и со звукопроизношением. Начать заниматься со специальным логопедом можно уже в первые месяцы жизни малыша, еще в доречевой период.
  1. Решайте все проблемы, как только они появляются, не откладывайте и не ждите, что само пройдет. Не пройдет.

И в заключении хочется напомнить, если в перинатальном или неонатальном периоде были сложности: мама болела во время беременности, принимала антибиотики, роды были долгими, в родах у ребенка была гипоксия, невролог на первом году жизни ставил диагноз ПЭП, ММД, сосудистые нарушения, поражения ЦНС и другие, то, чем раньше вы обратитесь к специалистам: неврологу и нейропсихологу, тем быстрее ваш ребенок справится с задержкой речевого развития.

Учитель-логопед Трушина А.А.

Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.