Что такое «готовность к школе»? На это вопрос мы искали ответы с родителями наших воспитанников-выпускников.
Среди мам и пап бытует мнение, что ребенок готов к школе, если ему 6 с половиной лет, он умеет писать и читать, сформированы навыки самообслуживания.
На самом деле, готовность ребенка к школе рассматривается по 5 направлениям:
- Физическая готовность. Физиологическая зрелость организма в целом, способность выдерживать нагрузку.
2. Интеллектуальная готовность. Включает в себя определенный багаж знаний ребенка, а также наличие следующих умений и навыков: сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативная готовность. Отражается в умении устанавливать контакт с учителем, сохраняя дистанцию, а также в умении войти в детский коллектив: умение договариваться, кооперироваться с другими детьми, спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции.
4. Мотивационная готовность. Это возникновение интереса к школе и учебной деятельности. Когда ребенок хочет в школу, не потому что там не надо днем спать или можно есть на перемене.
5. Эмоционально-волевая готовность. Умение делать не только то, что хочется, но и то, что потребует учитель, школьный режим, программа.
В начале занятия методом мозгового штурма мы составили портрет идеального первоклассника, а после теоретической части попытались вспомнить, какими были мы сами в школьные годы. Сравнив 2 списка, мы пришли к выводу, что наши дети, как и мы сами, скорее всего будут не идеальными. И важно, чтобы мы их принимали такими, какими они есть.
Особое внимание мы уделили страхам родителей, которые возникают при поступлении ребенка в школу. Самыми распространенными являются страхи:
- Как он дойдет до школы?
- Найдет ли свою одежду, вещи?
- Как войдет в детский коллектив?
- Какие взаимоотношения сложатся с учителем?
- Сможет ли сам открыть дверь, и не забудет ли закрыть?
- А вдруг его кто-нибудь обидит?
- Справится ли с программой?
Большая часть этих страхов в зоне контроля родителей. Например, чтобы не переживать как дойдет ребенок до школы и обратно, мама и папа могут заранее выбрать наиболее безопасный маршрут и некоторое время сопровождать ребенка, чтобы школьник мог его запомнить. Еще один способ, найти товарища для сына или дочки в вашем районе, и предложить им вместе ходить в школу.
По каждому беспокоящему вопросу мы нашли несколько вариантов решения.
В творческой работе обсудили и изобразили на плакате, в чем еще нуждается первоклассник, кроме портфеля, закупленной по списку канцелярии, и школьной формы. Родители сделали вывод, что детям в этот непростой период особенно необходимы поддержка, безусловная любовь, понимание, уважение и позитивный настрой.
Педагог-психолог МБДОУ ЦРР-д/с №5, Чайка И.В.