Нужен ли детям труд в детском саду? Мы с уверенностью можем сказать: несомненно, труд нужен! Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к самостоятельному посильному труду является важнейшим средством формирования личности ребенка, а также формирования положительного отношения к труду взрослых.
Труд детей в детском саду многообразен: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Он организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной (общей, совместной) трудовой деятельности.
В нашей группе «Фантазеры» дети умеют и любят трудиться, помогать взрослым. Для того, чтобы дети трудились с удовольствием, мы стараемся создать эмоционально-положительную атмосферу. По нашим наблюдениям видно, как дети в процессе труда умеют договариваться, уступать, как обращаются друг к другу с просьбами, приходят на помощь. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Трудовая деятельность закаливает детей физически, так как многие ее виды дети выполняют на воздухе. Они становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей. Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Таким образом, постепенно овладевая всеми необходимыми навыками труда, в процессе которого формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Трудовое воспитание не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость, позволяет реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Для успешного осуществления трудового воспитания в семье, родители руководствуются нашими рекомендациями: как правильно организовывать труд, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем; создавать соответствующие возрасту условия труда не делать за ребенка то, что он должен и может сделать сам. Прежде, чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать. Наши рекомендации родители принимают к сведению, принимают активное участие в диалоге по данному вопросу.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности ребенка дошкольного возраста.
Ефимова Валентина Геннадьевна, воспитатель старшей группы «Фантазеры»